
Какая марка идет? – спрашивали харьковчане, имея в виду маршрут трамвая, то есть его номер.
А вообще слово «марка» берет свое начало от конки. Так назывался «предвестник» современного трамвая. Грубо говоря, это был трамвай, только на конном ходу: он передвигался на рельсах, но тащили его настоящие лошади.
До революции от Николаевской площади до Южного вокзала ходила конка. А владел ею итальянец Марко. Вот и харьковчане называли ее «марка». Когда появились трамваи, добавили номер. Вот и все.
Например, украинский писатель написал такой юмористический рассказ.
«Олександр Ковінька розповідав:
- Колись іду по місту Харкову - тодішній столиці України - і зустрічаю свого односельця.
- Кого ви шукаєте? - питаю. - Може, я вам допоможу...
- Та!.. Шукаю верховну прокуратуру.
Я й став пояснювати.
- Сядете на марку номер сім, тоді пересядете на одинадцятий...
Але відчуваю, що моя порада з пересадками на трамвайній колії моєму землякові малозрозуміла, тоді я витяг блокнота й почав малювати, як найкраще дійти до цієї високої установи. Навіть накреслив, у які двері заходити.
Односелець уважно вислухав та:
- Спасибі, спасибі. Воно мені, конешно, зараз і не треба. Та раптом пригодиться... »
Пользователь Сети, который опубликовал этот рассказ, раскопал отцовский блокнот.
«А там – « ...Свердлова 175, кв. ... ...подъезд, ...этаж. 6 маркой до конца», – подтвердил он.
Но мало кто знает, что трамваи в свое время называли по иному – «рембулями».
Откуда произошло такое слово? «Рембуль» – название немецкой фирмы, выпускавшей первые трамваи Харькова. Трамвай тогда было словом новым, не прижившимся еще в харьковском сленге, а выражение «рембуль» откровенно нравилось харьковчанам.
Теперь слова рембуль и марка по отношению к трамваем и вовсе вышли из употребления. Редко-редко встретишь пожилого человека, который кличет трамвай звучным словом «марка».
Кстати. В Харькове когда-то ездили трехвагонные трамваи. Более того, четырехвагонные марки тоже присутствовали в Первой столице – в советские годы.
А во время того, как фашисты вошли в Харьков в 1941 году, трамваи (и троллейбусы, кстати) исполняли роль самых настоящих баррикад.