Место, где расположен самый узнаваемый Харьковский фонтан, до конца ХVIII века считалось городской окраиной, поэтому на нем находилось кладбище, при котором возвели кладбищенскую деревянную часовню. Позднее к 1819 г. церковь была перестроена в камне, существенно расширена, а в 1911 г. пристроена колокольня, немного ниже по высоте колокольни Успенского собора Харькова. Город расширяется и застраивается, кладбище сносят, снесли и храм в 1930 г.
Мироносицкая церковь
На пустом месте власть решает построить огромный театр и объявляет конкурс на проект «Театра Массового Музыкального Действия» для тогда столичного Харькова. Конкурс проекта театра выигрывают братья Веснины (Леонид, Виктор и Александр), монументальная сцена которого должна выдерживать выезжающие на нее в ходе представлений грузовики, танки и самолёты! Зрительный зал рассчитывался на 6 тысяч зрителей. Когда Веснины должны были начать строительство, то сразу стало ясно, что денег в достаточном количестве никто не даст. Поэтому братья сначала принялись возводить вспомогательные помещения театра – нынешний дом № 15 по ул. Чернышевской. Столицу перенесли в Киев, финансирование, как предполагали Веснины - заморозили, а место опустело.
И тут начинается та самая любовная история. В конце 1930-х годов руководителем Сталинского (Московского района) райкома ВКП(б) Харькова был Виктор Михайлович Чураев. Приехав в качестве райкомовского гостя на творческий школьный вечер, он впервые увидел свою будущую возлюбленную старшеклассницу, которая прекрасно пела под гитару, замечательно читала стихи и была первой красавицей школы. Доподлинно неизвестны ни её имя, ни фамилия и даже фото девушки пока держится в тайне, по её же личной просьбе, которую она высказала в ходе интервью Харьковской газете в недавнем прошлом.
Девушка и Чураев становятся друзьями по переписке, она выходит замуж и вскоре начинается война. Чураев руководит эвакуацией Харьковских предприятий, архивов и ценностей. Он достает для семьи своей возлюбленной эваколисты на восток в тыл. Но муж девушки решает идти добровольцем на фронт, а она остается в Харькове с внезапно заболевшим отцом и попадает в оккупацию. Голод и лишения войны сильно пошатнули здоровье девушки. По её воспоминаниям, в августе 1943 г., в разгар боя за освобождение Харькова, Чураев переоделся в немецкую форму и смог пробраться через фронт к своей возлюбленной, чтоб скорее убедится, что она жива. Когда война закончилась, Чураев отправляет её на лечение в Кисловодский санаторий, откуда она присылает свою фотографию на фоне знаменитой Кисловодской беседки – фонтана «Стеклянная струя». На обороте девушка написала: «Эта беседка так пришлась моему сердцу, что я вовек отсюда бы не уходила».
Стеклянная струя г. Кисловодск.
Наверно Чураев хранил эту фотографию на рабочем столе в день, когда летом в 1947 г. к нему с проверкой приехал Н.С. Хрущев, а Чураев был тогда секретарем Харьковского обкома ВКП(б), который располагался в доме № 1 по ул. Мироносицкой. Окна кабинета Чураева выходили на опустевшее место, где так и не возвели театр в довоенные годы, на котором был земляной троллейбусный круг. И в эти открытые летом в жару окна летела вся пыль и ругань механиков троллейбусного депо.
Тогда Хрущев резко потребовал в ближайшее время навести порядок и построить что-то красивое, культурное. Страна еще не могла оправиться от разрушений войны, поэтому за неимением средств, был разбит сквер «Победы» (Харьковчане, кстати, сразу прозвали этот процесс «осквернением» г. Харькова» - решение разбивать парки и скверы в местах наиболее разрушенных зданий) и Чураев думает над архитектурным решением этого места. Предлагаются «классические» обелиски, памятники, но это всё не то…
Тогда, по легенде, Чураев решает возвести нечто, что будет напоминать ему о заветной любви, прямо под окнами своего кабинета. К исполнению был принят проект архитекторов: А. М. Касьянова, В. И. Коржа и А. С. Маяк и в октябре 1947г. Кисловодская беседка с фонтаном открывается для Харьковчан. Изначально фонтан именовался именно «Стеклянная Струя», но с легкой руки Харьковских журналистов начала 2000-х годов постепенно укоренилось именно «Зеркальная Струя».
Политические оппоненты Чураева конечно же видели пресловутую фотографию его возлюбленной на его столе и написали донос в Москву, мол Чураев, как в известном фильме «спутал личную шерсть с государственной» и личное в нем взяло верх над общественным. А фонтан сразу прозвали «БахчиЧураевским», по аналогии с известным Крымским Бахчисарайским. Его вызывают в Москву, на тот момент он уже догадывался, что его ждет в лучшем случае понижение в должности и увольнение, если не арест. Но по неизвестным нам обстоятельствам, наверное учли его прежние заслуги, его назначают в ЦК, на еще более высокую должность. Он проживет еще длинную жизнь, как и его возлюбленная. А в память о их вечной любви стоит самый узнаваемый, прекрасный памятник – неоспоримый символ Харькова в самом сердце Нашего города.