Но до сих пор находятся люди, которые предпочитают верить именно в эту легенду, отвергая официальную версию.
Официальная версия выглядит так. Название образовано от слова «москаль» (в устаревшем смысле «отставной солдат»). Как правило, солдаты были русскими, но не все.
В 1724 году в армии Петра I уже были солдаты (до этого времени армия состояла из стрельцов).
Но. В списках прихожан в 18 веке из 1341 домовладельцев лишь девять имеют фамилии Москаль. В Рождественском приходе жило четверо Москалей, при этом на улице «К Меркулу» их было трое: Меркул, Фирсан и Тит Москали (четвертый дом был собственностью «Мартына – зятя Меркула»).
В каждом дворе жило 5-6 человек взрослых, а с детьми – до 8-10 человек. На хуторах могли обитать солдаты в отставке, работники, казацкие помощники и так далее.
Кроме того, возле южного вала крепости могли быть и «сторожевые дворы», в которых жили москали, то есть отставные солдаты. Вал крепости в те времена проходил там, где ныне переулок Ващенковский, а на восточной окраине он огибал Захарьковку и подходил к реке там, где сегодня – Подольский мост.
Но есть и противники такой версии. В частности, по рассказам харьковских «интернетчиков», интересный взгляд на этимологию слова «Москалевка» есть у Эдуарда Лимонова.
Он утверждает (якобы), что слово происходит от двух слов – Моська (Моисей) и Левка (Лев).
Якобы жили здесь два мастеровитых портных-иудеев – Моська и Левка. Они могли, по слухам, принарядить в кафтан и штанишки даже мышонка. Так они и делали – прежде всего, чтобы привлечь потенциальных клиентов.
Кстати, их потомки, Сема и Марк, тоже отличились, по легенде. Они жили уже в 20 веке, и их именем стали называть… трамвай седьмого маршрута – «сьома марка трамвая».
Он ходил в 20 веке по улице Октябрьской Революции (сейчас ее вернули старое имя, улица Москалевская). Маршрутка номер 219 почти точно копирует маршрут «седьмой марки».
Это, конечно, настоящая сказка. Но корни ее уходят в историю, когда Москалевки еще не было на карте. Были разрозненные хутора, и занимались там именно портняжным и швейным делом. Так что противники официальной легенды в чем-то правы.
Верить им или нет – решать, конечно, вам, читателям.