
Во всяком случае, по сети Интернет бродит такая байка. Причем даже существует фотография того машиниста, который, по слухам, и вел этот поезд.
Фотография имеет народное название «рабочие-железнодорожники Южной железной дороги».
Вот она. Год съемки фото варьируется от 1925 до 1930.
Согласно легенде, второй слева в первом ряду – Виктор Иванович Федоровский, который и был машинистом паровоза.
Он и поведал историю об отряде «батьки Махно».
Как-то вел он себе поезд потихоньку. Поезда тогда работали на угле, и быстро не разгонялись. Лошади прекрасно обгоняли их.
Вот и в этот раз конь подскакал к поезду, и всадником был отдан четкий приказ: остановитесь, или мы откроем огонь.
Машинист, поколебавшись недолго, поезд свой остановил. Был ли он товарным или пассажирским – этого уже никто не помнит. Да и не в этом суть.
Когда поезд остановился, примчались другие всадники, и их было много, человек 30-40.
Первым влез в паровоз сам батька Махно. Он велел, когда остальные всадники вместе с лошадьми (ого!) разместились в вагонах поезда, отвезти его с хлопцами в «нужное место».
Машинист, помня о том, что нрав у Махно был тот еще, послушно все сделал.
Он отвез отряд «в нужное место», и тут неожиданно Махно расплатился с ним гусем! Видать, командир был неожиданно в хорошем настроении.
Нестор Иванович Махно – политический и военный деятель, анархист, организатор и руководитель революционного и освободительного движения на юге Украины во время гражданской войны 1918—1922 годов.
Известен также как «батько Махно» (подписывал так некоторые приказы). В 1926 году в эмиграции сменил фамилию на Михненко.
Он то присоединялся к «красным», то выходил из-под их опеки.
Вскоре после падения белого Крыма командование Красной Армии издало приказ о передислокации махновцев на Южный Кавказ.
Считая этот приказ ловушкой, Махно отказался подчиниться. Ответом большевиков стала военная операция по «ликвидации партизанщины». Отряды Махно с боями ушли из окружения в районе Гуляйполя и несколько месяцев перемещались по Украине, уходя от преследования.
При этом отдельные соединения красных, в особенности принимавшие участие в совместных с Махно боях, сражались против махновцев «нехотя», иногда переходя на сторону повстанцев.
Результатом этого стала эмиграция Махно за границу.