
«В 1752 году на свадьбе сотника Андрея Топчиева священник Николаевской церкви Иоанн жестоко подрался с городовым атаманом Петром Булгаковым, обзывая того богомерзким, некрещеным бусурманином».
Так написал современник об очередной выходке самого знаменитого пьяницы среди харьковских пастырей.
Это, в свою очередь, записал Савелий Цыпин, писатель и драматург.
Есть и другой случай.
Поп рождественской церкви Млодзинский пришел как-то править службу в свое заведение. И вдруг узрел там незаконнорожденную дочку одной из своих прихожанок. Был поп, по обычаю своему, не весьма трезв, а посему осерчал, и изгнал девицу за пределы Божьего храма, обозвав при этом ее мамашу, мягко говоря, блудницей.
Последняя такого привселюдного оскорбления стерпеть не смогла, и тут же вцепилась священнику в волосы. Завязалась драка, в результате которой Млодзинский поклялся, что не пустит боле нечестивицу на церковный порог.
Видя такой оборот, маманя резко решила пойти на мировую, пожертвовала три рубля на церковь, а попу подарила отрезы тонкого сукна, сафьяна и козью шкуру. Однако, сие не спасло ее от гнева священника – забрав подношения, тот все же присудил побить виновницу канчуками, и отправил ее на год на работы в женский монастырь (чем явно превысил свои полномочия).
В другой раз этот же любивший возлияния священник подрался со своим коллегой – пастырем Николаевской церкви, уже упомянутым выше отцом Иоанном, причем тот также вырвал из бороды и головы Млодзинского несколько клоков волос.
Архирею надоело разбираться с жалобами на скандалистов-монахов. И он лишил и одного и другого их мест, и сослал в Святогорский монастырь.
Сталось сие в середине восемнадцатого столетия.
Кстати, Николаевская церковь стояла в начале Пушкинской улицы.
Собор Святого Николая, или Николаевская церковь, или церковь Николая-Чудотворца в Харькове – православный храм, построенный в 1896 году по проекту харьковского епархиального архитектора Немкина в русско-византийском стиле. Назван во имя святого Николая Мирликийского. Тот, который стал прообразом Деда Мороза, кстати.
Находился храм напротив нынешнего магазина «Ведмедик» на противоположной стороне Николаевской площади (сейчас – площадь Конституции), которая и была названа по собору.
Снесен в 1930 году – по официальной версии, в связи с прокладкой трамвайной линии, поворачивающей с площади на улицу Пушкинскую (перед тем трамваи ходили с Московского проспекта через крутой подъем переулка Короленко. Трамваям было тяжело!
По неофициальной версии – «сверху» была дана команда обрушить все церкви. Но харьковчане послушались частично. В частности, Успенский и Благовещенский собор устояли. Хотя временно сменили свое предназначение.
А на улице Пушкинской, недалеко от божьего места, сейчас семимильными шагами строится торговый центр – на Пушкинской, 2.