Что изменится с отменой трудовых книжек

Уже в этом году в Украине может начаться замена бумажных трудовых книжек электронными. Технологию их внедрения на днях презентовал глава Пенсионного фонда Алексей Зарудный.
Что изменится с отменой трудовых книжек

Как разъяснил Зарудный, Пенсфонд планирует всем работающим выдать электронные удостоверения, которые заменят бумажные трудовые книжки. Для этого уже модернизирован реестр застрахованных лиц (которые работают официально и за них работодатель платит страхвзносы в ПФ) - теперь он единый по всей стране.

К слову, отменить бумажные трудкнижки Минэкономразвития предлагало еще в ноябре 2015 года, но тогда говорили только о создании единой базы данных. Выдавать работникам ID-карточки не планировалось. Но тогда законопроект отозвали без объяснения причин.

Сейчас, для того чтобы реестр полностью заменил бумажную трудкнижку, в него надо дополнительно внести данные о должности работника. В ПФ обещают, что все технические вопросы решат во второй половине года, и первые ID-карточки вместо бумажных книжек планируют выдавать уже к концу 2017-го.

E-книжка выглядит как пластиковый паспорт или водительские права: фото, Ф. И. О. и подпись владельца, срок действия и называется “Удостоверение застрахованного лица“. На основании количества лет уплаты страховых взносов рассчитывается трудовой стаж, дающий право на пенсию, который внесут в e-книжку (напомним, сегодня мужчине для получения пенсии нужно официально отработать 35 лет, женщине - 30 лет). Далее уже кадровики будут обязаны вносить и в реестр, и в e-книжку все данные о работнике: когда принят, на какую должность, когда переведен на другую должность или уволен, по какой статье.

“Но так как реестр уплаты страхвзносов ведется только с 1 июля 2000 г., то полностью отказаться от бумажных книжек смогут лишь те, кто начал официально трудиться после этой даты. Остальным при расчете трудового стажа пока придется предъявить и бумажную книжку“, - разъяснил эксперт Виктор Колбун.

Но, по его мнению, через пару лет ПФ стоит потребовать от всех работодателей оцифровать данные бумажных трудкнижек и внести в реестр, заверив e-подписью кадровика. Это послужит для ПФ защитой от мошенничества, ибо сейчас трудкнижки свободно продаются, и внести заверенную печатью запись о якобы работе до 2000 г. (когда не велся учет уплаты страхвзносов) в какой-то исчезнувшей фирме для жуликов не составит труда. Также уволенному по “плохой“ статье КЗоТ (утрата доверия, нарушение дисциплины) не удастся “потерять“ трудовую книжку, чтобы скрыть этот факт.

Главным плюсом от введения е-книжек Колбун называет достоверность и сохранность данных о работнике, а также снижение издержек работодателя на содержание штата HR-службы. Так, справку о зарплате можно будет получить в Сети.


HR-сотрудник крупного холдинга Татьяна Шевцова добавляет:

“Если е-реестр заработает, то кадровикам станет понятнее трудовая биография работника, по какой статье он был уволен. Это позволит не брать на работу потенциальных прогульщиков и нечистых на руку. Но пока я вижу сложный и длительный переходный период и рост затрат работодателя на покупку и установку программного обеспечения, обучение HR-персонала“.

Эксперт по рынку труда Татьяна Пашкина опасается ошибок кадровиков при внесении записи в реестр, которые сложно будет выявить и исправить: “Если в бумажной трудовой книжке человек легко может заметить неточность и попросить ее исправить, то с e-книжкой это сложнее. Исправить неточность в реестре можно только через суд. А она влияет на страхстаж и пенсию. Как выход - выдача на руки бумажных справок с печатью, которые фактически станут эрзац-книжкой“.

 

Источник:   Деньги
Тэги:  работа, трудовые книжки
Следите за последними новостями Редпост в Google Новости
Материалы по теме