
Как стало известно «Вестям», и. о. министра Ульяна Супрун уже собирала совещание, на котором обсуждалась реформа экстренной медицины. Она сторонник введения парамедиков, и, по ее замыслу, они должны заменить врачей в скорых. Среди прочего речь идет также о сокращении медицинских бригад. Сейчас в большинстве машин по три-четыре человека: врач, фельдшер, санитар (не всегда) и водитель.
Но число медработников хотят уменьшить до двух – убрать врачей, а оставить лишь фельдшера и санинструктора – он же водитель. Куда пойдут врачи из скорых, пока неясно. Звучат идеи переквалифицировать их в семейных докторов.
«Если решатся на это, мы устроим забастовку и пойдем в Киев отстаивать свои права, – говорит глава Независимого профсоюза работников скорой медпомощи Запорожья Анатолий Сидоренко. – Они собираются полностью ломать систему работы. Сейчас главная задача экстренной медпомощи – привезти к пациенту врача. Врач ставит диагноз и оказывает первую помощь. Минздрав же предлагает внедрить американский опыт – как можно быстрее доставлять пациента к врачу. Но Украина – не США, и у нас совсем другая ситуация в здравоохранении».
Действительно, последствия реформы могут быть драматичными. «Вся Европа работает по смешанной системе. Кроме парамедиков есть специализированные врачебные бригады: кардиологи, психиатры и детская реанимация. Неправильно использовать только один элемент их системы, не учитывая наши реалии – недофинансирование, плохие дороги, неквалифицированные кадры. Рискуем жизнью людей. Если пациенты будут умирать, что мы скажем их родным? Ребята, извините, не получилось?» – возмущается глава общественного совета при Минздраве Максим Ионов.
Кстати, реформу скорых по этому же принципу уже пытались внедрить в Грузии. Но когда из-за некомпетентности приехавшей бригады умер родственник одного высокопоставленного чиновника, реформу быстро свернули.
«Доводят до увольнения»
Кстати, не дожидаясь отмашки, скорую уже пытаются реформировать. Притом, что в Украине смертность от сердечно-сосудистых заболеваний составляет 64%, кардиобригады начали отменять. Например, в Киеве от них уже отказались. По мнению Сидоренко, чиновники принуждают украинцев искать альтернативу государственной медицине.
«Создают клиентскую базу для частных больниц и скорых», – говорит он. Правда, очевидно, что воспользоваться ими могут далеко не все украинцы – вызов частной бригады стоит от 800 грн, причем работают они в формате неотложки, а значит не обязаны укладываться в 10-минутный норматив приезда.
«Прежде чем убирать врачей из скорых, нужно создать комплексные больницы, которые будут принимать всех – от инфаркта до почечной колики. Тогда бригада парамедиков сможет доставить больного до приемного отделения, а там его примут без лишних разговоров. Сейчас мы приезжаем, я ставлю диагноз, оказываю помощь и, если нужно, отвожу в больницу. Причем пациента с болью в животе я могу везти в три разные больницы – урология, гинекология, хирургия, – говорит киевский врач Инна Дудник. – А нужны комплексные стационары в каждом районе и налаженное техснабжение в бригадах скорых – кислород, дефибрилляторы. Банально – все розетки в скорых должны работать, чего сейчас нет».
Скорая приедет в крайнем случае
Одна из проблем скорой – большое количество так называемых ложных вызовов. Среди практикующих врачей была идея брать плату за такой вызов. «Например, позвонил на 103, рассказал, что при смерти, а на поверку – просто пьяный. С таких можно брать деньги, и таким образом сократим количество ложных или, скажем так, необязательных вызовов, когда пациенту достаточно принять таблетку», – сказал нам один из врачей скорой.
В Минздраве проблему собираются решать с помощью call-центров, куда можно будет позвонить и получить совет врача. «Нужно прописать критерии вызова 103: потеря сознания, удар тока, ДТП. Тут разночтений быть не может. А в остальных случаях, действительно, ограничиться консультацией, и, если это не поможет, тогда все-таки выезд бригады, но это уже решит врач, задав вопросы», – считает Ионов.
Кстати, подобные консультационные центры давно работают в крупных городах. В качестве эксперимента «Вести» обратились в один из таких с вопросом о том, что лучше принять, если началось сильное головокружение. «Выпейте «Спазмолгон» и ложитесь в постель. Если не пройдет, вызовите неотложку, чтобы измерили давление. А завтра нужно обследоваться у терапевта, невролога и ЛОРа», – посоветовала врач.