
Такое мнение на страницах Forbes изложил экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь
Если проанализировать курс доллара за последние шесть месяцев, мы увидим, что более 8.2 гривны доллар стоил летом и в сентябре. На сегодняшний день порог в 8.3 гривны мы не преодолели, значит, говорить о каких-то рекордных показателях нельзя.
Безусловно, некоторый ажиотаж в условиях нынешних событий существует. Но надо четко понимать, что он существует не сам по себе, и возник не сиюминутно, а на фоне тех факторов, которые присутствовали и на протяжении предыдущих месяцев.
Сейчас, конечно, присутствует дополнительное давление, однако все это, скорее, последствия рыночной ситуации, ведь нельзя сказать, что у нас было все замечательно с экономикой.
Отчасти вопрос нагнетания обстановки, безусловно, является политическим. Могут ли банки на этом заработать? Да, могут.
Однако вряд ли это какие-то существенные суммы, которые сопоставимы с другими доходами банковской системы. Вряд ли комиссионные от продажи валюты по более высокому курсу смогут стать определяющей статьей доходов финучреждений.
Национальный банк Украины продолжает проводить интервенции (НБУ в ноябре направил на поддержку гривны почти $800 млн. – Forbes). Если посмотреть на последние месяцы, когда проводились интервенции, то курс на межбанке последние три месяца стабильно превышал официальный более чем на 1%, и ниже чем 8.1 гривна/доллар не опускался.
В 2012 году Нацбанку удалось удержать курс, хоть это привело к серьезному росту ставок по гривне. Они остаются очень высокими, и как следствие, угнетают инвестиционную активность. В среднесрочном периоде это может привести к дополнительным рискам. Когда гривну берут под 20% на депозиты при нулевой инфляции, нужно, чтобы кто-то активно брал кредиты.
Нашей стране, пользуясь опытом соседей, в частности, таких как Россия и Польша, желательно было бы перейти к более гибкому ценообразованию курса, и с его помощью сдерживать негативное влияние кризисов.