
Об этом сообщили топ-менеджеры харьковских предприятий различных секторов экономики в ходе блиц-опроса, проведенного МВА-цетром «Стратегия» в рамках проекта «Бизнес-Лига».
Согласно результатам исследования, бизнес активность предприятий снизилась в январе 2013 года по сравнению со среднемесячным показателем на 30%-50% (в зависимости от отрасли экономики). А в сравнении с январем 2012 года деловая активность сократилась в среднем на 9%.
Большинство респондентов (90%) считают январь самым провальным месяцем в году. Главными причинами «заморозки» деловой активности участники опроса называют сезонные явления – сокращение числа рабочих дней в связи с новогодними праздниками; традиционные колебания курса доллара, вызванные повышением покупательской активности перед Новым годом; отсутствие утвержденных бюджетов и, соответственно, отсутствие оплат от контрагентов.
Для решения сезонных трудностей треть опрошенных бизнесменов формирует резервные фонды из прибыли наиболее активных месяцев. Еще 20% – для снижения расходной части отправляют персонал в частично оплачиваемые или неоплачиваемые отпуска, сокращают время рабочего дня.
20 процентов предприятий используют иные инструменты: выводят сезонные виды товаров и услуг, а также акционные предложения. При этом 30% респондентов признаются, что у них нет инструментов, которые помогают избежать трудностей в январе.
Наиболее серьезные проблемы испытывают компании, связанные контрактами с бюджетными организациями: неприбыльные предприятия снижают операционную активность и направляют усилия на получение бюджетных средств, что существенно усложняет процесс заключения договоров с подрядчиками и оплаты по ним.