
По словам судьи Марины Сыровой, вердикт будет объявлен 17 августа в 15:00. В среду подсудимые выступили с последним словом.
Накануне в ходе прений сторон прокурор просил приговорить обвиняемых к трем годам колонии общего режима за разжигание религиозной ненависти. Семь из девяти потерпевших согласились с требованием представителя гособвинения, еще двое попросили определить девушкам условное наказание.
Защита обратилась к суду с просьбой оправдать участниц Pussy Riot, отметив, что хулиганства не было, а их действия можно расценивать лишь как нарушение ст.5.26 КоАП РФ (оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов).
Все три подсудимые накануне заявили в суде, что, по их мнению, они должны быть оправданы. Девушки настаивают, что акция в храме носила политический, а не религиозный характер. «Мы, может, шуты, скоморохи, юродивые, но не несем зла никому, вообще никому», – пояснила Толоконникова.
Подсудимые сорвали аплодисменты, вспомнив о приговоре Достоевскому и сталинских репрессиях
В среду участницы Pussy Riot выступили в суде с последним словом. Говорившая первой Надежда Толоконникова назвала происходящее «имитацией судебного процесса». «Кто виноват в нашем концерте в храме Христа Спасителя?, – задала она вопрос и сама ответила на него. – Авторитарное государство». По мнению подсудимой, деятельность их группы – это «оппозиционное искусство».
По словам Толоконниковой, ее и ее соратниц осуждает не вся Россия и все больше людей верит им и «желает свободы». «Мы свободнее всех этих людей, которые на стороне обвинения, потому что мы можем говорить все что захотим, а они нет», – заявила подсудимая.
По данным РАПСИ, которое вело текстовую трансляцию процесса, Толоконникова в своей сбивчивой эмоциональной речи упоминала смертные приговоры Федору Достоевскому, Сократу и говорила о событиях, описанных в Евангелии.
Подсудимая также цитировала поэта Александра Введенского, арестованного по обвинению в контрреволюционной агитации, и проводила параллели между судом над Pussy Riot и процессами в годы сталинских репрессий. Голос выступавшей дрожал, обратили внимание журналисты. В конце ее речи раздались аплодисменты, однако судья резко прервала хлопающих присутствующих, заявив, что «мы не в театре».
Второй говорила Мария Алехина. Она заявила, что вертикаль власти в России не учитывает мнение молодых поколений, в образовании отсутствует индивидуальный подход к человеку и глубокое изучение основ гражданского общества. Она отметила, что людей учат жить «автоматически», прививают «неприятие инакомыслия и жестокость».
«Мы не виновны, весь мир говорит об этом. Премьер-министр Великобритании приветствует нашего премьера не словами об Олимпиаде, а вопросом, почему сидят три невиновные девушки», – отметила Алехина, напомнив, таким образом, о сообщениях в британской прессе, что Дэвид Кэмерон проявлял обеспокоенность в связи с процессом, в том числе во время визита президента Владимира Путина.
Как призналась Алехина, за время пребывания под стражей она поняла, что «тюрьма – это Россия в миниатюре: в СИЗО все работает на обезличивание человека, приветствуются доносы». «В таких условиях люди привыкают довольствоваться малым – скатертью, пластиковой посудой», – добавила девушка. После этих слов, по данным РАПСИ, судья Сырова, которая до этого читала какие-то бумаги по процессу и что-то писала, оторвалась от них и начала внимательно слушать подсудимую.
В своей речи Алехина, как и Толоконникова, цитировала советских диссидентов и вспомнила о терроре 30-х годов прошлого века. Ее выступление тоже завершилось аплодисментами зала. Бурное проявление эмоций на этот раз было прервано приставом, который призвал соблюдать порядок.
Аплодировали присутствующие на процессе и говорившей третьей Екатерине Самуцевич. Она заявила, что православная культура принадлежит не только патриарху, и отметила, что ожидает обвинительного приговора. По словам подсудимой, она «испытывает смешанные чувства».
Когда девушек выводили из зала после того, как они закончили свои выступления, в зале в очередной раз раздались аплодисменты. Как пишет РАПСИ, выходившая после заседания адвокат Pussy Riot Виолетта Волкова, как накануне протодиакон Андрей Кураев, вспомнила о Вере Засулич. По ее мнению, нынешний суд войдет в историю подобно процессу над революционеркой.
Накануне профессор Московской духовной академии заявил, что если требование прокурора о трех годах лишения свободы для участниц Pussy Riot будет удовлетворено, то у них появятся многочисленные подражатели. По мнению Кураева, «делать из них Веру Засулич – значит, создавать целую молодежную субкультуру».
Жительница Новосибирска посчитала себя еще одной потерпевшей
В среду стало известно, что еще одной потерпевшей от действий Pussy Riot посчитала себя жительница Новосибирска. Ирина Рузанкина подала в Кунцевский суд Москвы гражданский иск о компенсации морального вреда к девушкам, сообщил «Интерфаксу» директор юридической фирмы «Рябинина, Зиновьев и Крестьянов» Алексей Крестьянов. По его словам, истица требует взыскать с арестованных участниц группы 30 тыс. рублей.
По словам юриста, первоначально иск собиралась подать целая инициативная группа оскорбленных – около 12 человек. Однако затем несколько человек отказались от претензий, и сейчас готовится еще три иска, помимо заявления Рузанкиной.
Как пояснил собеседник агентства, просмотр видеоролика с «панк-молебном» доставил верующей Рузанкиной «моральные страдания». Иск подан по месту жительства одной из подсудимых, сказал он. Дата рассмотрения еще не назначена.
У здания суда задержаны три человека
Сотрудники полиции в среду задержали трех человек у здания Хамовнического суда, где проходило заседание по делу Pussy Riot. По данным «Интерфакса», полицейские взяли под стражу двух молодых людей – один из них утверждал, что другой пытался отнять у него телефон и разбил его.
Кроме того, была задержана девушка, которая, подобно членам Pussy Riot, была одета в платье яркого цвета и шапку-балаклаву.
По словам очевидцев, сегодня к зданию суда пришли более 100 представителей прессы, а также сторонников и противников Pussy Riot.